Архитектор Вирич Владимир Григорьевич о Менякине

Вирич Владимир Григорьевич
Вирич Владимир Григорьевич

Мы знаем Юрия Ивановича Менякина прежде всего как замечательного архитектора, автора главного памятника Саратова — мемориального комплекса «Журавли», сделанного им, что называется по праву фронтовика, потерявшего в боях многих своих товарищей.  Или как одного из авторов проекта первой в России пешеходной зоны — проспекта Кирова в историческом центре города.  Гораздо менее известны работы Ю. И.Менякина — градостроителя .

С 1963 по 1986 годы Юрий Иванович проработал главным архитектором города, начальником управления архитектуры и  градостроительства Саратовского Горисполкома. Годы его работы на посту главного архитектора  пришлись на период относительно устойчивого развития советской экономики. Именно в этот период были построены крупнейшие общественные здания Саратова — реконструированы и построены театры, цирк, дворец спорта, плавательный бассейн и многие другие. Быстрыми темпами развивалась промышленность, объекты науки и производства, город осваивал новые территории жилищным строительством.

На мой взгляд, именно деятельность Ю.В. Менякина как главного архитектора города — градостроителя и планировщика, отвечающего за разработку основополагающей градостроительной документации — Генерального плана города, проектов детальной планировки остается почти неизвестной в силу ее закрытости и даже секретности. Но именно в годы работы Юрия Ивановича, его участия и руководства разработкой Генерального плана  Гипрогор»,  ГП,утвержденный в 1974г.), многочисленных проектов детальной планировки были заложены основы и направления территориального развития города, остающиеся практически  неизменными до сих пор.

В советском градостроительстве проекты детальной планировки занимали промежуточное  положение между генеральными планами (как правило М 1: 10000 или 5000) и проектами застройки ( М 1:500) и выполнялись в масштабе 1:2000 или 1: 1000). Целью  проекта детальной планировки являлось дальнейшее уточнение и развитие решений генерального плана для отдельных районов города, как правило в масштабах жилого района или на территории до 200 га. Основными задачами ПДП являлись:

  • архитектурно-планировочная организация проектируемой территории.
  • установление плана «красных линий»
  • конкретизация решений по инженерному-транспортному обеспечению территории с расчетом нагрузок для определения технических условий для дальнейшего проектирования.

В силу определенных причин большинство Проектов детальной планировки по г. Саратову были выполнены московским институтом Гипрогор в период с конца 60-х до  середины 80-х годов.

В первую очередь к ним можно отнести  три  ПДП центральной части города: Южного, Центрального и Северного районов центра, ПДП северной части города — поселков «Северный» и «Мирный», ПДП «Района Вольского шоссе» —  так называемые 5 и 6 кварталы и ПДП  жилого района «Солнечный».Последним ПДП для Саратова, выполненным московским «Гирогором» был проект Новосоколовогорского жилого района, законченный в 1988г.

Одними из первых ПДП по времени проетирования  стали проекты детальной планировки северной части города — «Проект детальной планировки района Вольского шоссе» — так назывемый  6-й квартал и один из первых вариантов ПДП жилого района «Солнечный».  Их проектирование пришлось на годы самого динамичного развития промышленных предприятий города и особенного его северной части, где в начале 60-х возникли на сворбодных территориях крупнейшие предприятия — завод технического стекла с крупнейшим (всесоюзным) научно-исследовательским институтом, предприятия военно-промышленого комплекса, строительной индустрии. Бурные темпы развития промышленности, быстрый рост населения города потребовали скорейшего развития строительной индустрии и резкого увеличения темпов строительства жилья, которые к концу 70-х годов превысили по городу 500 тыс. кв.м в год.

Планировочная структура ПДП  6-го квартала, образующего жилой район продиктована историческим направлением Вольского шоссе и сложившимся  ко времени проектирования промышленными территориями предприятий стройиндустрии — Саратовского ДСК , завода ЖБК-1 и предприятий пищевой промышленности. Промтерритории и жилые микрорайоны разделяет проспект Строителей с четкой дифференциацией автомобильного движения — по центральной части проспекта — «вылетная» магистраль, и местные проезды по которым организовано движение пассажирского транспорта, пожалуй, единственная в Саратове нормативная транспортная магистраль.

Микрорайоны традиционно группируются  вокруг центрального сквера, что делает центр перпендикулярным главной автомагистрали.  Показательно, что инфраструктуры траспорта и пешехода существуют в ПДП как-бы отдельно, образуя слабо связанные  друг с другом системы — сказывалась ориентация на развитие прежде всего общественного транспорта.

Архитектурно-планировочная структура проектов детальной планировки центра строилась в целом на идее дальнейшего развития исторически сложившейся системы  широтных и меридиональных магистралей, главными из которых (магистралями городского значения) выделялись улицы Астраханская и Соколовая (бывш. Антонова-Саратовского). Наличие свободных территорий и бурное развитие строительной индусстрии оббеспечило практически полнеую реализацию эих ПДП.

ПДП центральной части предшествовала разработка Проекта детальной планировки «Южного жилого района центральной части города». Планировочная структура ПДП строилась на усилении направлений по широтной (ул.Астраханская) и меридиональной (ул.Рабочая) магистралям и их выходом на ул. Чернышевского, а так же на укрупнении шага магистралей, что не вполне оправдано привело  к перекрытию ряда важнейших улиц — Чапаева и Белоглинской, что конечно же не могло быть реализовано ни прикаких условиях. Примечательно, что проект предусматривал в том числе и расширение промышленных территорий — почти в два раза увеличивалась территория завода «Серп и молот» — одного из предприятий ВПК. (На этой площадке в настоящее время предприятием «Шелдом» возведены пять высотных жилых домов). В то же время предусматривался и вынос промышленных и транспортных предприятий. На территории выносимого транспортного предприятия СПАТП-6 предусматривалось развитие крупномасштабного общественно-спортивного центра со стадионом. Так же  предусматривалось освобождение территории Мебельной фабрики №1 с устройством рекреационной зоны и нового отрезка набережной.

Важной деталью проекта являлось расширение Городского парка с реконструкцией стадиона «Спартак» и выходом парка к берегу Волгоградского водохранилища с устройством набережной — решение, остающееся весьма актуальным до сих пор..

ПДП «Северного жилого района центральной части города» предусматривал значительную трансформацию планировочной структуры проектируемой территории, заключения ее в транспортное «кольцо», основанной на тех же принципах транспортной дифференциации и укрупнения шага магистралей. Центром планировочного района становится протяженная озелененная территория, начинающаяся от предмостовой площади и завершающаяся в районе Колхозной площади. Ул. Соколовая почти исчезает как общегородская магистраль и превращается в жилую улицу. Ее роль начинает играть новая трасса, проходящая по подножию Соколовой горы. Центр  планируемой территории окружают стандартные микрорайоны. Второй осью центра является перпендикулярная Большой Горной  эспланада, которая затем будет повторена в ПДП 1983года.

В ПДП центрального района  идея развития регулярной структуры получила дальнейшее развитие приданием важного статуса улице Мичурина. Таким образом вокруг центрального района формировалось мощное транспортное кольцо с выходами на мост Саратов — Энгельс, в северо-западном направлении —в Ленинский район с его промышленными узлами, в юго-восточном направлении — на Заводской район к южному промузлу. Само ядро центра, подчиняясь решениям Генерального плана, получало новое направление — на северо-восток к Новосоколовогорскому жилому району, завершающаеся колоссальным стадионом.

 В целом транспортное решение основывалось на строгой дифференциации магистрально-уличной дорожной сети. Пересечения окружающих центр магистралей решались сложными многоуровневыми развязками, «проколами» и подземными путепроводами, светофорное регулирование сводилось к минимуму. Это позволяло обеспечить непрерывное движение транспорта с высоким скоростным режимом. То есть теоретически, с транспортной точки зрения, решение было идеальным. Оно полностью соответствовало Генеральному плану (ГП 1974г.), который с формированием огромного Новосоколовогорского жилого района за счет сельхозземель совхоза Комбайн, МТФ «Зональная», ОПХ «Волга»,  в составе НИИ «Сорго», а так же дальнейшего развития жилого района «Солнечный» за счет земель 2-го отделения ОПХ «Центральное» в составе НИИ СХ Юго-востока предусмативал как раз увеличение транпорных нагрузок на широтные магистрали. Это должно было произойти (и произошло!) в связи с общим развитием города вдоль Волгоградского водохранилища и возрастанием соответствующего внутригородского транзита.       

Сложившаяся историческая сеть улиц внутри кольца укрупнялась, второстепенные улицы превращались во внутримикрорайонные проезды. Перпендикулярно новой главной оси ядра центра выделялось направление параллельное историческому — улица Большая  Горная — Проспект Победы. В доль нее концентрировались новые многоэтажные жилые массивы, формирующиеся по микрорайонному принципу. Важное значение предавалось так же улицам Московской (бывш. пр. Ленина), Кутякова и Большой Казачьей (бывш.XX-летия ВЛКСМ) — так называемой «триаде магистралей», (термин Ю.И.Менякина), призванных осуществлять связь между Ж/Д и речным вокзалами.

На территории самого центра предусматривалось размещение большого количества общественных зданий регионального значения, в основном культурно-зрелищных функций из которых стоит отметить выставочный центр на пересечении ул. Мичурина, Соколовой и Большой Горной, крытый стадион-манеж в Глебучевом овраге, Дворец бракосочетаний и др.

Большое внимание уделялось благоустройству и озеленению территорий центрального района. Предусматривалось дальнейшее развитие парка Победы на Соколовой горе до 200 га за выноса дачных массивов, строительство нового парка в Глебучевом овраге площадью до 80 га. Вдоль новой общегородской магистрали непрерывного движения по ул. Мичурина формировалась зеленая полоса с отдельными общественными зданиями (Дом знаний — планетарий) и сохраняемыми на перспективу капитальными зданиями и памятниками архитектуры. Предусматривалось дальнейшее благоустройство Набережной космонавтов с развитием ее в сторону территории Затона и в южном направлении до створа комбикормового завода.

В проекте были поставлены вопросы формирования высотной композиции и силуэта центра со стороны берега Волги. По «красной линии» расширяемой ул.Мичурина размещались четыре 16-ти этажных здания, задавая новый, крупный ритм застройки, а на предмостовой площади проектировался высотный акцент — жилое 24-х этажное здание- новый ориентир, отмечающий начало нового образцового социалистического (без иронии) города. Интересно, что в отличие от многих решений ПДП именно это (хотя и нещадно критикуемое — одна  только кампания по дискредитации высотного жилого дома на предмостовой площади чего стоит!) получило свою реализацию.

ПДП ставил так же вопросы дальнейшего развития сетей инженерного обеспечения, формирования сети дождевой канализации и  берегоукрепления.

 

Проекты детальной планировки центральной части г. Саратова, выполненные «Гипрогором» в разные годы при участии и руководстве главного архитектора города Ю.И.Менякина полностью основаны на неизменных «классических» принципах советского градостроительства, к важнейшим из которых можно отнести:

  • Осознание градостроительства как одного из важнейших элементов народного хозяйства.
  • Дальнейшее развитие и конкретизация решений генерального плана.
  • Формирование современной траспортной и инженерной инфраструктур.
  • Комплексный подход к проектированию территорий, искренне направленный на удовлетворение всех потребностей трудящихся.
  • Развитие массовых типов общественных зданий и их ансамблей и комплексов.
  • Вынос экологически вредных производственных предприятий.
  • Глубокая реконструкция исторической планировочной структуры, направленной на достижение прагматичных результатов.

 В то же время,   «классическим» саратовским ПДП присуща некая абсолютизация проектных идей, декларативно направленная на достижение результатов отдаленного будущего при отсутствии обоснованных алгоритмов осуществления проектных решений. Трагическое несоответствие между глобальностью замыслов и повседневными системными практическими шагами, потенциальными возможностями экономики города и государства.

Наверное, это чувствовали сами создатели проектов детальной планировки. Наверняка понимал это и сам Юрий Иванович. И продолжал работать на будующее.  Более 20 лет он преподавал  в политехническом университете на кафедре архитектуры, вкладывая в умы будущих специалистов идеи большой архитектуры, бережно сохраняя и выращивая в них ростки таланта, уважая проявление индивидуальности,  понимая ценность  вклада молодых в будущее нашего города,  большой любовью и уважением  вызывая взаимность.

 

Сегодня критиковать градостроительство периода 60-х конца 80 -х годов считается  не просто хорошим тоном, а непреложным признаком «современного профессионализма». Один из наиболее часто критикуемых (и наверное, заслуженно) аспектов — отношение к сложившейся исторической среде, сохранение историко-культурного наследия. Но, став частью истории, не заслуженно забытые проекты детальной планировки, сами, на мой взгляд  нуждаются во внимательном изучении и охране как важная часть профессионального наследия, вклад в которое архитектора Ю.И. Менякина более чем очевиден.