Война нарушила также и ритм общественно-политической жизни трудящихся и культурного развития области. Прежде всего началась перестройка системы народного образования. В связи с тем, что часть школьных и вузовских помещений была отдана под госпитали, эвакуированные заводы и учреждения, школы перешли на двух-трехсменную работу. А восемь школ города (из 78) – 5,3 тысячи учащихся – занимались даже в четыре смены. Некоторые школы, техникумы и вузы вообще закрылись, хотя в город и область хлынул поток учебных заведений, в особенности школ-интернатов. Достаточно назвать такую цифру: за сентябрь-ноябрь 1941 года в Саратов эвакуировалось около 60 одних только школ-интернатов, в том числе 4 с испанскими детьми, среди которых в суровую первую военную зиму начались массовые простудно-легочные заболевания. Для их спасения были приняты радикальные меры. Так, Саратовскому детдому испанских детей летом было предоставлено 14 зданий пионерских лагерей и на июнь выделено 110 путевок в санатории.
Несмотря на тяжелые условия военного времени, Коммунистическая партия и Советское правительство, местные партийные и советские органы не упускали из виду обучение подрастающего поколения. Их главной заботой в первый период войны было выполнение закона о всеобуче. Этот вопрос являлся предметом частого обсуждения государственных и общественно-политических организаций. Только во второй половине 1942 года он трижды выносился на исполком областного Совета и рассматривался на сессиях городского и областного Советов. Общими усилиями в конечном итоге удалось резка сократить отсев учащихся и добиться максимально возможного в тех условиях охвата детей обучением.
С началом войны создалось неустойчивое положение и в культурных учреждениях города и области. Наряду с мобилизацией в армию часть помещений зрелищных учреждений передавалась гарнизону либо занималась под различные склады. Некоторые кинотеатры, сельские клубы, избы-читальни и Дворцы культуры закрылись. В Саратове, например, прекратили работу кинотеатры «Рот-фронт» и «Рабочий».
Серьезная перестройка произошла и в деятельности театральных коллективов. В начале войны ряд периферийных театров пришлось закрыть. Несколько трупп затем перешло на хозрасчет. Изменился и репертуар театров. Главной стала военно-патриотическая тема. Такие произведения как «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Полководец Суворов», «Надежда Дурова», «Любовь Яровая» и «Русские люди», не сходили со сцен саратовских театров.
Работники искусств несли в массы уверенность в победе нашего правого дела, звали людей на разгром вероломного врага, помогали им переносить трудности и лишения.
В первые же недели войны широко развернулась военно-шефская работа театральных коллективов. Актеры стали частыми гостями в полковых и госпитальных клубах, не раз выезжали на фронт. Первой побывала в войсках Юго-Западного фронта в январе-феврале 1942 года смешанная бригада в составе 12 человек, которую возглавлял артист Саратовского театра имени К. Маркса Г. А. Слабиняк. В архиве Саратовского облисполкома хранится решение, согласно которому театры города с начала войны до 1 ноября 1942 года дали в войсковых частях и учреждениях 3380 концертов и 82 спектакля, в том числе 470 концертов на фронте.
В феврале 1943 года президиум Саратовского обкома союза работников искусства подвел итоги военно-шефской работы за первый период войны. Лучшим театральным коллективом по военно-шефской работе был признан театр имени К. Маркса.
В период перестройки исключительно важное значение приобрела массово-политическая работа среди населения. Война изменила условия проведения агитации и пропаганды и их задачи. Мобилизация коммунистов и наиболее дееспособной части мужского населения на фронт временно сузила базу роста рядов партии и привела к уменьшению численности партийных организаций.
На протяжении всего первого периода войны бездействовали многие очаги культуры, закрытые в связи с передачей их зданий для военных, административных и хозяйственных нужд.
Все это усложнило идеологическую и массово-политическую работу среди населения города. Но партийные организации неустанно вели разъяснение среди трудящихся идей В. И. Ленина о защите социалистического Отечества, подымали их моральный дух в дни суровых испытаний, мобилизовали на преодоление трудностей военного времени.
В связи с началом войны первостепенное значение приобрела агитация. Она велась на митингах, собраниях, агитпунктах, на квартирах и просто во время перерыва на обед или при вынужденной остановке работы. Характерной особенностью являлась агитация не только словом, но и делом. Агитаторы, как правило, находились на самых ответственных участках производственной деятельности, на переднем крае трудового фронта.
Могучим оружием в руках партии по мобилизации и организации трудящихся на отпор агрессору являлась советская печать, в первую очередь наши газеты. «Газета, – писал В. И. Ленин, – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Редакции газет свято следовали этому ленинскому завету.
Перед войной в Саратовской области издавались 3 областные, 2 городские, 1 железнодорожная, 49 районных и 26 многотиражных газет разовым тиражом 270 тысяч экземпляров. Теперь тираж газет сократился, уменьшился их формат. Некоторые газеты перестали выходить. Например, редакция газеты «Молодой сталинец» слилась с редакцией «Коммуниста». Молодежная газета временно закрывалась.
Если попытаться сформулировать основные направления газетной пропаганды военного времени, то они сводятся к следующему: разоблачение кровавых злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной советской территории и воспитание в народе жгучей ненависти к гитлеровцам; мобилизация рабочих и колхозников на трудовые подвиги путем всемерной популяризации новых форм социалистического соревнования («двухсотников», «тысячников», комсомольско-молодежных фронтовых и женских тракторных бригад); борьба за режим экономии на производстве, за изыскание местных источников сырья и материалов; повышение революционной бдительности советских людей и необходимость в связи с этим создания формирований местной самообороны (истребительных батальонов, частей народного ополчения, отрядов МПВО); пропаганда укрепления единства тыла и фронта, боевых и трудовых подвигов саратовцев; мобилизация средств трудящихся на строительство боевой техники в помощь фронту, на защиту Сталинграда.
Печать и радио, кино и театры, митинги и собрания, постоянное непосредственное общение коммунистов с массами, живое слово и личный пример агитаторов – все направлялось на сплочение партии и народа, на превращение страны в единый военный лагерь, как этого требовал в свое время В. И. Ленин.
Таким образом, война всколыхнула наш народ. С первых же ее дней пришли в движение все общественно-политические силы страны. Началась новая полоса в развитии социалистического общества – полоса сурового военного времени.
«Война, – писал В. И. Ленин, – есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации». Благодаря приведению партией в действие всех рычагов системы идейно-политического воспитания и организации трудящихся на отпор врагу испытания самого тяжелого первого периода войны не сломили, а закалили волю и подняли моральный дух советских людей, укрепили их веру в победу над темными силами фашизма и реакции. Народ еще теснее сплотился вокруг партии большевиков в готовности перенести все трудности на пути к победе над гитлеровской Германией. Наша победа над германским фашизмом предопределилась уже в 1942 году, когда фашистские полчища потерпели крах под Сталинградом, когда завершилась перестройка работы тыла на военный лад и были созданы предпосылки для коренного перелома в ходе войны.
Существенный вклад в создание этих предпосылок внес и Саратов. Город усилиями трудящихся, партийных и общественных организаций превратился в арсенал и базу продовольственно-материального снабжения, сражавшихся с врагом под Сталинградом. Он поистине стал прифронтовым городом.
По материалам книги «Саратов — прифронтовой город. Д.П. Ванчинов, Н.И. Шабанов, Саратов 1985 год. Библиотека архитектора Менякина Ю.И.
На фотографии: Учащиеся саратовского авиационного техникума. 1943 год.