Текст Посвящения – это начало Мемориала, его информационно-вступительная часть. Как неотъемлемая часть Мемориала текст Посвящения на Центральной Плите мемориального комплекса и памятника Журавли был органично и увязан с обликом всего архитектурного ансамбля. Архитектурное решение и оформление Центральной Плиты и её Постамента было глубоко символично и оригинально. Несмотря на внушительные размеры, они выглядели воздушно лёгкими. Основанием Центральной Плиты служил невысокий постамент. Он состоял из двух частей — сплошной блок на поверхности земли и расположенные на нём с равными промежутками пять отдельных блоков.
Число блоков символизировало годы периода войны — 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. Пространство между блоками постамента — как ажурная вязь, благодаря которой массивная почти квадратная Плита не выглядела тяжеловесно и громоздко. Плита и постамент были почти одинаковой длины-ширины-толщины, имели строгие прямоугольные формы, изготовлены из строительного материала светлых тонов — цвета серой солдатской шинели.
Текст Посвящения был составлен в стиле белого стиха и речитатива церковного богослужения о поминовении усопших. Текст звучал скорбно и напевно-торжественно. Слова Посвящения, обращённые к погибшим на войне саратовцам, взлетали в небесную высь — к вершине мемориала. И уносились в неведомые внеземные дали на крыльях вечно летящих журавлей — как символ торжества Памяти над Забвением. Прочитавшие Посвящение невольно поднимали взор к парящим в вышине Журавлям. Уходить не спешили, стояли в задумчивости. Мужчины обнажали и склоняли голову, почитая Память ушедших… Лишь после этого от Центральной Плиты шли к Журавлям.
Форма и размер Центральной Плиты проектировались с учётом уже созданного Текста и замысла его отображения на Плите. Текст и его символично-художественное расположение на Центральной Плите созданы Ю.И. Менякиным.
Текст Посвящения с момента открытия памятника Журавли до 1998 года
177832 саратовца не вернулись с Отечественной войны 1941-1945гг.
Далеко от родных берегов легли они в землю свою и чужую.
Вам, отцам и дедам нашим, братьям и сёстрам, детям своим, землякам, товарищам,
однополчанам, мы, живущие ныне, памятник этот воздвигли 9 Мая 1982 года.
В Тексте было исполнено обязательное правило: указывать даты событий, связанных мемориалом, и дату открытия объектов архитектуры. Как информация потомкам. Текст из трёх предложений читался на одном дыхании. И не случайно точка поставлена не после слова ВОЗДВИГЛИ, а после даты – 9 МАЯ 1982 года.
Буквы текста 9 МАЯ 1982 года не были выделены золотистым цветом — как просьба прощения за позднее увековечивание памяти погибших. Также не выделены золотистым цветом запятые в третьем предложении (кроме двух последних), они были не заметны (завуалированы), и текст воспринимался как речитатив.
Увеличенный шрифт слов 177832 САРАТОВЦА и ВАМ, расположение по центру плиты даты 1941-1945гг., слов ВАМ и ЗЕМЛЯКАМ подчёркивало признательность саратовцев землякам-фронтовикам. А также – отчёт Автора о выполнении задания. Так как Мемориал «Журавли» воздвигнут на основании Постановления органов власти города Саратова № 118 от 2.04.1980г., которое гласило:
«Создать в парке «Победа» декоративно-скульптурную композицию, посвящённую саратовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Автором композиции утвердить архитектора Менякина Ю.И.»
Горько писать в прошедшем времени о созданном Автором проекта облике Центральной Плиты и начертанном на ней тексте Посвящения. После 1998 года их можно видеть лишь на открытках и фотографиях.
При сравнении их вида до и после реконструкции невольно возникает возмущённо-риторический вопрос: Зачем это сделали ?!.
Текст Посвящения после реконструкций
Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны.
Далеко от родных берегов легли они в землю свою и чужую.
Вам, своим землякам, отцам, дедам нашим, товарищам, однополчанам,
братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли.
Из текста в нарушение принятых норм исключена важная информация: даты периода войны и дата открытия Мемориала, — хотя для их начертания на поверхности плиты имеется свободное место. Текст после первого предложения рассечён на две части –изображением пятиконечной звёздочки и широким интервалом перед последующим текстом. Поэтому воспринимается как отдельные фразы, не связанные между собой. Изменены порядок слов и их расположение на плите — без учёта первоначально заложенной символики и смысла. Слова расположены чисто технически — в порядке, позволяющем пропорционально разместить их на поверхности плиты стандартных размеров. Размер шрифта одинаков. Все слова и знаки препинания выделены золотистым цветом. Поэтому текст воспринимается отдельными строками — в ритме чеканного марша на плацу военного полигона. Из текста исключены слова «детям» и «ныне» — стёрта и не донесена потомкам память о горечи родителей, переживших своих детей. Так как «живущие ныне» (то есть 9 Мая 1982г.) отцы и матери воздвигли памятник «детям своим», не вернувшимся с войны. В мае 1982г. были живы многие родители погибших юных воинов.
Текст Посвящения утратил первоначальный стиль, напевность и торжественность; исказил свойства человеческой памяти об ушедших в мир иной: сначала – родные (деды, отцы, братья, сёстры, дети), затем – земляки, товарищи, однополчане. Трудно поверить, что человек сначала вспомнит о земляке, с которым никогда не встречался, а потом – о родном деде, отце, брате, сыне…
Видоизменённый текст составлен без консультации специалистов, разбирающихся в стилистике и символике русского языка, зрительном восприятии текста.
После 1998 года реконструкции изменили вид Центральной Плиты и её постамента – полностью, текст Посвящения – частично, изменили вид Фонтана, дополнили Мемориал новыми элементами: Вечный Огонь, Аллея Героев, фонари.
В настоящее время — через 30 лет после открытия – Мемориал утратил единство всех элементов архитектурного ансамбля. Он зрительно разделён на две части: до и после начала Лестницы к Журавлям. Элементы Мемориала до ступеней Лестницы выглядят официозно и помпезно, стандартно и мрачновато. Их форма и облицовка плитами красно-коричневых тонов обыденны и привычны. Аналогичный вид имеют многие мемориалы, памятники и фонтаны всех городов. Плитами такого цвета облицованы фасады и ступени крыльца магазинов и офисов, владельцы которых хвастливо стремятся показать свою успешность в бизнесе.
Экскурсанты, способные отличить натуральный природный камень от имитации и керамической плитки, мысленно оценивают размер выделенных на реконструкцию бюджетных средств и их распил чиновниками…
Нетронуто светлой остаётся лишь возвышающаяся на рукотворном холме часть оригинального, символичного и неповторимого архитектурного ансамбля. Это окаймлённые светлым парапетом лестница и окружность смотровой площадки, пилоны с серебристым журавлиным клином и золотой пятиконечной звездой в центре.
Белой линией парапета ограничено восхождение и пребывание на круге земной жизни тех, кто защитил Отечество в военное лихолетье и приближал день Великой Победы. С летящим клином журавлей они ушли в Вечность.
Светлая благодарная память о них должна быть сохранена и передана потомкам. «Перед памятью время бессильно…» — начертано на одной из плит Мемориала. Для сохранения Памяти о творцах Великой Победы, во славу которых воздвигнут мемориальный комплекс, и сохранения созданного Автором облика мемориала необходимо проводить реставрацию, а не реконструкцию с необоснованно полной заменой отдельных элементов архитектурного ансамбля.
Однако сегодня вид мемориального комплекса свидетельствуют об обратном.
Пособничество однообразию в облике мемориалов и бездушное отношение инициаторов и авторов проекта реконструкции к архитектурному наследию и творчеству создателей мемориального комплекса и памятника Журавли лишает возможности ныне живущим и грядущим поколениям наяву видеть
и восхищаться уникальными творениями тех, кто ранее жил на Земле.
Н.Я. Комарова, г.Саратов, январь 2012г.