Посвящение на плите перед памятником Журавли.

Памятник Журавли серая плита с посвящением
Памятник Журавли серая плита с посвящением

Текст Посвящения – это начало Мемориала, его информационно-вступительная часть. Как  неотъемлемая  часть   Мемориала   текст   Посвящения    на  Центральной   Плите  мемориального   комплекса и памятника    Журавли  был органично и увязан с обликом   всего архитектурного ансамбля.  Архитектурное  решение и  оформление  Центральной  Плиты и  её  Постамента  было глубоко символично и  оригинально. Несмотря на внушительные размеры, они выглядели воздушно лёгкими. Основанием Центральной Плиты  служил  невысокий постамент.  Он состоял из  двух частей —  сплошной  блок  на  поверхности  земли  и  расположенные  на  нём  с   равными  промежутками  пять отдельных блоков.

Число  блоков  символизировало  годы  периода  войны — 1941, 1942, 1943, 1944, 1945.  Пространство  между   блоками   постамента  —  как ажурная  вязь,  благодаря которой  массивная  почти  квадратная  Плита  не  выглядела тяжеловесно и громоздко. Плита и постамент были  почти  одинаковой  длины-ширины-толщины, имели строгие прямоугольные формы, изготовлены из строительного  материала   светлых   тонов — цвета серой солдатской шинели.

Текст  Посвящения  был составлен в стиле  белого  стиха  и  речитатива  церковного  богослужения о поминовении усопших.  Текст звучал  скорбно  и  напевно-торжественно. Слова Посвящения, обращённые  к погибшим на войне саратовцам,  взлетали в  небесную  высь — к  вершине  мемориала. И уносились  в  неведомые  внеземные  дали  на  крыльях вечно летящих журавлей — как  символ  торжества  Памяти  над  Забвением. Прочитавшие  Посвящение невольно поднимали взор к парящим в вышине Журавлям.  Уходить не спешили, стояли в задумчивости. Мужчины обнажали и склоняли голову, почитая Память ушедших… Лишь после этого от Центральной Плиты шли к Журавлям.

Форма и размер Центральной Плиты проектировались  с  учётом  уже созданного Текста и замысла его отображения на Плите. Текст и  его символично-художественное  расположение на  Центральной  Плите созданы Ю.И. Менякиным.

Текст  Посвящения  с момента открытия памятника Журавли до 1998 года

177832 саратовца не вернулись с Отечественной войны 1941-1945гг.

Далеко от родных берегов легли они в землю свою и чужую.

Вам, отцам и дедам нашим, братьям и сёстрам, детям своим, землякам, товарищам,    

однополчанам,  мы, живущие ныне, памятник этот воздвигли  9 Мая 1982 года.

 В Тексте было исполнено обязательное  правило: указывать даты событий, связанных  мемориалом,  и  дату открытия объектов архитектуры. Как информация потомкам. Текст из трёх предложений  читался на одном дыхании.  И не случайно точка поставлена не  после слова ВОЗДВИГЛИ, а после даты – 9 МАЯ 1982 года.

Буквы  текста  9 МАЯ 1982 года   не  были  выделены  золотистым  цветом —  как  просьба  прощения  за  позднее  увековечивание  памяти  погибших. Также не выделены  золотистым  цветом  запятые  в  третьем  предложении  (кроме  двух  последних), они были не заметны (завуалированы), и текст воспринимался как речитатив.  

Увеличенный  шрифт слов  177832  САРАТОВЦА  и  ВАМ,  расположение  по  центру  плиты   даты 1941-1945гг.,    слов  ВАМ   и  ЗЕМЛЯКАМ    подчёркивало   признательность саратовцев  землякам-фронтовикам.    А также – отчёт Автора о выполнении задания. Так как Мемориал «Журавли»  воздвигнут  на основании Постановления органов  власти города Саратова  № 118 от 2.04.1980г.,  которое  гласило:

 «Создать в парке «Победа» декоративно-скульптурную композицию, посвящённую саратовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Автором композиции утвердить архитектора Менякина Ю.И.»

Горько  писать  в  прошедшем  времени  о созданном  Автором  проекта  облике  Центральной  Плиты и начертанном на ней тексте  Посвящения. После 1998 года  их можно видеть  лишь  на  открытках и фотографиях.

При сравнении их вида  до  и  после реконструкции невольно возникает  возмущённо-риторический  вопрос:  Зачем это сделали ?!.

Текст  Посвящения  после  реконструкций

Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны.

Далеко от родных берегов легли они в землю свою и чужую.

Вам, своим землякам, отцам, дедам нашим, товарищам, однополчанам,

братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли.

Из текста в нарушение принятых норм исключена важная информация: даты периода войны и дата открытия Мемориала,  — хотя  для  их начертания на поверхности плиты имеется свободное место.  Текст после первого предложения рассечён на две части –изображением пятиконечной звёздочки  и  широким интервалом перед последующим текстом.  Поэтому воспринимается  как отдельные фразы, не связанные между собой.  Изменены  порядок  слов  и  их  расположение   на  плите —  без учёта  первоначально заложенной  символики и смысла.  Слова  расположены  чисто  технически — в порядке, позволяющем пропорционально разместить их на  поверхности  плиты стандартных размеров. Размер шрифта одинаков. Все слова и знаки препинания выделены золотистым цветом.  Поэтому  текст  воспринимается  отдельными  строками — в  ритме чеканного  марша на плацу  военного полигона. Из текста исключены слова «детям» и «ныне» — стёрта и не донесена потомкам память о горечи родителей, переживших своих детей. Так как «живущие ныне» (то есть 9 Мая 1982г.)  отцы и матери воздвигли  памятник «детям  своим», не вернувшимся с войны. В мае 1982г. были  живы многие родители погибших  юных  воинов.

Текст  Посвящения  утратил  первоначальный  стиль,  напевность и торжественность; исказил  свойства  человеческой  памяти  об ушедших в мир иной: сначала –  родные  (деды, отцы, братья, сёстры, дети),  затем –  земляки, товарищи, однополчане. Трудно  поверить,  что  человек  сначала  вспомнит  о  земляке, с  которым  никогда  не  встречался,  а потом – о родном  деде, отце, брате, сыне…

 Видоизменённый  текст  составлен  без консультации  специалистов, разбирающихся в  стилистике и символике  русского языка, зрительном восприятии текста.

 

После 1998 года реконструкции изменили вид Центральной Плиты и её постамента – полностью,   текст Посвящения  – частично,   изменили  вид  Фонтана,  дополнили  Мемориал   новыми  элементами: Вечный Огонь,  Аллея Героев,  фонари.

В  настоящее  время —  через 30 лет после открытия  – Мемориал  утратил  единство всех  элементов  архитектурного  ансамбля.  Он  зрительно  разделён  на  две  части:  до  и   после  начала  Лестницы к  Журавлям.  Элементы  Мемориала   до  ступеней  Лестницы  выглядят   официозно  и   помпезно, стандартно и  мрачновато.  Их форма  и  облицовка  плитами красно-коричневых тонов  обыденны  и  привычны. Аналогичный  вид   имеют  многие  мемориалы, памятники и фонтаны  всех  городов.  Плитами такого цвета  облицованы  фасады и  ступени крыльца  магазинов и  офисов,  владельцы  которых хвастливо стремятся показать свою успешность в бизнесе.

 Экскурсанты, способные  отличить  натуральный    природный  камень  от  имитации и  керамической  плитки,  мысленно оценивают  размер  выделенных на реконструкцию  бюджетных  средств  и  их  распил  чиновниками…

 Нетронуто  светлой  остаётся лишь  возвышающаяся на рукотворном  холме  часть оригинального, символичного  и  неповторимого  архитектурного  ансамбля. Это окаймлённые светлым парапетом  лестница и окружность смотровой  площадки, пилоны с  серебристым журавлиным клином  и золотой пятиконечной звездой в центре.

Белой линией парапета ограничено  восхождение  и пребывание на круге земной жизни тех, кто защитил Отечество в военное лихолетье   и  приближал день Великой  Победы.  С летящим клином журавлей они ушли в Вечность.

Светлая благодарная  память о них должна быть сохранена и передана  потомкам. «Перед  памятью  время  бессильно…»  — начертано на одной из плит Мемориала. Для сохранения Памяти о творцах Великой Победы, во славу которых воздвигнут мемориальный комплекс,  и сохранения  созданного Автором облика  мемориала необходимо   проводить    реставрацию,  а  не  реконструкцию   с   необоснованно  полной  заменой отдельных  элементов архитектурного ансамбля. 

Однако сегодня  вид  мемориального  комплекса  свидетельствуют  об  обратном. 

Пособничество  однообразию  в  облике  мемориалов  и   бездушное   отношение инициаторов  и  авторов  проекта  реконструкции  к   архитектурному   наследию  и  творчеству  создателей  мемориального  комплекса  и памятника Журавли  лишает  возможности  ныне  живущим  и  грядущим  поколениям   наяву  видеть

и  восхищаться уникальными творениями тех, кто ранее жил на Земле.

Н.Я. Комарова,  г.Саратов, январь 2012г.