Архив Менякина Ю.И.

Проблемы генерального планирования Саратова

Мост Саратов - Энгельс

Сегодня мы беседуем с главным специалистом отдела генеральных планов управления архитектуры и градостроительства города Саратова Щербаковой Светланой Борисовной:

– Светлана Борисовна, что представляет собой Генеральный план города и какие факторы учитываются при его разработке?

– Важной составляющей генерального плана является справка о существующем положении города: на сегодняшний день численность населения составляет 909 тысяч человек. Как показывает анализ динамики роста численности населения, вопреки прогнозам в последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция снижения его ежегодного прироста.

В городе наблюдается резкое ухудшение экологической обстановки, это связано с бесконтрольным экстенсивным развитием промышленных территорий, отсутствием действенной системы контроля за источниками загрязнения окружающей среды. К сожалению, пока не увеличиваются территории зелёных насаждений общего пользования и не создаются санитарно-защитные зоны.

В очень плохом состоянии находится транспортная система города Саратова, В настоящее время практически не осуществляется новое транспортное строительство, не вынесен за черту города аэродром гражданской авиации, перегружена основная транспортная артерия агломерации Энгельс-Саратов – мостовой переход через Волгу.

В городе отсутствуют площадки комплексной реконструкции сложившейся застройки, а также свободные территории с инженерной инфраструктурой, пригодной для застройки жилья и центров обслуживания.

Необходимо также обратить внимание на то, что Саратов – исторический город, новая застройка которого должна осуществляться с учетом сложившегося исторического масштаба, отражающего историко-архитектурное своеобразие Саратова.

Генеральная схема расселения на территории России и региональная схема расселения Поволжья рассматривают Саратов и Энгельс как уникальную агломерацию «Саратов-Энгельс», уже сегодня насчитывающую более миллиона человек.

В Генеральном плане города Саратова, разрабатываемом в настоящее время институтами «Саратовгражданпроект» и «ЦНИПградостроительства», учитывается необходимость взаимосвязанного развития двух городов как единого урабанизационного образования. Города Саратов и Энгельс являются особым типом микроагломерации – «парным городом», части которого близки пространственно, осуществляют повседневные функциональные связи.

Новый Генеральный план г. Саратова разрабатывается на основе «Концепции Генерального плана города Саратова», выполненной двумя вышеуказанными проектными институтами и утвержденной саратовской мэрией.

Этими документами предлагается следующее:

– предполагается отказаться от вытягивания Саратова вдоль Волги на юг за экологически вредную промзону, как это намечалось в прежнем Генеральном плане;

– предусматриваются варианты резкого сокращения новых площадок, обратив все внимание на реконструкцию и более интенсивное использование существующих территорий;

– рассматриваются варианты решения экологических проблем за счет разработки межотраслевой эколого-градостроительной программы;

– намечается развитие нового скоростного транспорта (метрополитен или скоростной трамвай) и достижение среднего уровня доступности до 20-25 минут;

– создается база для непрерывного проектирования (градостроительный мониторинг).

– Что предусматривает концепция Генерального плана по поводу экологического преобразования городской среды?

– К особенностям градо-экологической ситуации городов Саратов и Энгельс можно отнести:

– наличие огромного промышленного потенциала. И вследствие этого загрязнение окружающей среды;

– большая протяженность (30 км) вдоль Волги и размещение на прибрежных участках промзон, баз нефтепродуктов, грузовых пристаней;

– огромные размеры территорий индивидуальной застройки с отсутствием благоустройства;

– наличие природных неблагоприятных природных явлений и процессов (оползни, подтопение и т.д.), сложный рельеф;

– отсутствие системы озеленения.

В сложной экологической обстановке ядра саратовской агломерации необходим поиск радикальных путей охраны окружающей среды, разработка социальной экологически и экономически сбалансированной градостроительной политики – системы экологических ограждений хозяйственной деятельности и основных ориентированных направлений преобразования планировочной организации ядра саратовской агломерации.

Для решения экологических проблем в Генеральном плане города разрабатывается природоохранная концепция – основные требования и направления решения охраны и улучшения окружающей среды – создание градо-экологического каркаса города с разработкой предложений особо охраняемых территорий. Предусматривается регулирование застройки, выявление «природных зон», а также уменьшения неблагоприятных явлений от внешнего и внутреннего транспорта.

– Расскажите, пожалуйста, об основных принципах территориального развития города.

– На территории города формируются функциональные зоны – селитебная, промышленно-коммунальная, внешнего транспорта и отдыха.

Жилая территория делится на городские планировочные районы, которые характеризуются разной степенью благоустройства, этажности и инженерного оборудования.

Пятьдесят процентов территории занимаю промышленные предприятия и предприятия внешнего транспорта – железная дорога и аэропорт. Жилые территории города не имеют выхода на Волгу и используются малоэффективно.

Территориальное развитие города предполагает переориентацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в границах городской застройки. Это земли «НИИ Юго-Восток», территории, размещающиеся в северном направлении (Сторожевка, Усть-Курдюм и т.д.). Необходимо освоение территорий с выносом их за пределы городской застройки.

– Каковы перспективы демографического развития города и какие основные тенденции развития транспортной инфраструктуры г. Саратова сегодня наиболее сильны?

– Генеральным планом предусматривается создание благоприятных условий для жизни людей. На демографический рост города оказывает влияние общая миграционная политика страны.

Внешний транспорт города представлен железнодорожным узлом со станциями Саратов I, II, III и Анисовкой.

Узел воздушных перевозок включает гражданский, военный и заводской аэродромы. Наиболее неблагоприятным по отношению к жилым районам является аэропорт Саратова, очень удобную площадку занимает аэродром Саратовского авиационного завода.

Узел речных перевозок включает пассажирский порт с речным вокзалом, грузовой порт в Энгельсе и Саратове и судоремонтный завод.

Узел автомобильных направлений включает 6 направлений: Вольск, Пенза, Ртищево, Камышин, Ершов, Балаково, Все эти дороги имеют республиканское значение.

В концепции Генерального плана рассмотрены вопросы завершения развития узлов внешнего транспорта с целью обеспечения эффективных транспортных связей.

В развитии железнодорожного транспорта предусматривается завершение работ по сооружению обходной железной дороги и вынос сортировочной работы на станции Татищево и Ивановский. Сейчас уже построена ветка Курдюм-Липовский.

Предполагается вынос аэропорта сначала на энгельский военный аэродром, а затем строительство нового аэропорта в с. Сабуровка.

– А как будет развиваться система городского пассажирского транспорта?

– Решение проблемы обеспечения удобных и быстрых связей между Саратовом и Энгельсом путем последовательного строительства мостовых переходов Шумейка-Пристанное, реконструкции и расширения подходных путей к существующему мосту. В настоящее время определяется местоположение для строительства второго моста в центре города. Предполагается также строительство моста в Увеке и строительство полотна для пропуска скоростного транспорта (возможно, будет метро Саратов-Энгельс).

– Пожалуйста, скажите еще пару слов об общественном пассажирском транспорте.

– Предусматривается создание сети скоростного трамвая или строительство метро, а также использование существующего железнодорожного полотна в пределах городской застройки.

Для увеличения пропускной способности системы уличной сети предусматривается использовать одностороннее движение по парам параллельных улиц (по примеру уже существующих пар Московская-Б.Казачья, Чернышевского-Мичурина и т.д.).

Предполагается создание вместительных открытых и подземных автостоянок, использование подземного пространства для пересечения магистралей вдоль существующих трасс. Разрабатываются мероприятия, направленные на снижение токсичности и шума от транспорта.

– Как будет развиваться наш строительный комплекс?

– Его развитие в основном ориентировано на модернизацию и реконструкцию существующих предприятий. Проблемы строительного комплекса сводятся к таким вопросам, как сбалансированность строительной индустрии по составу и мощности, сбалансированность промышленности местных строительных материалов по мощности, составу и степени использования ресурсов и обеспечение возможности межотраслевой кооперации для выпуска строительных материалов.

Численность занятых на предприятиях данной группы с учетом потребностей предположительно возрастет на 10-15%.

Генеральный план города выполняется с учетом его исторического наследия. Для этого выполнен ряд таких работ, как «Историко-архитектурный опорный план» и «Проект охранных зон памятников истории, культуры и архитектуры», где указаны режимы застройки исторических кварталов, их плотность и этажность.

Лилена Скворцова

Из архива архитектора Менякина И.Ю. . К сожалению, источник и дата публикации неизвестны.