Промышленность довоенного Саратова

В  докладе секретаря обкома ВКП(б) на 4 областной партийной конференции указывалось: «Продукция промышленности Саратовской области к концу третей пятилетки должна возрасти в два с лишним раза». В третью пятилетку предстояло закончить строительство ГПЗ – 3, завода зуборезных станков, четвёртой очереди крекинг-завода имени С.М.Кирова в Саратове и Энгельссского мясокомбината; развернуть сооружение заводов: холодильников, по ремонту сельхозтехники, землеройных и дорожных машин, макаронной и швейной фабрик. Чтобы обеспечить новые объекты электроэнергией, предусматривалось строительство ТЭЦ в Энгельсе на 25 тысяч киловатт и СарТЭЦ на 12 тысяч киловатт.

К числу крупнейших предприятий Поволжья относился завод комбайнов, раскинувшийся на Южной окраине города, в бывшем посёлке Деконском. Стоимость выпускаемой им продукции превышала стоимость продукции всех предприятий Саратова,  вместе взятых. В связи с усилением военной опасности завод реконструировался и переходил на сборку первоклассных самолётов – истребителей.

В первую пятёрку предприятий города входил и завод «Трактородеталь», заложенный также в первую пятилетку. Он обеспечивал местные МТС и совхозы запасными частями к сельскохозяйственным машинам.

Крупное народнохозяйственное значение имел крекинг-завод имени С.М.Кирова (станция Князевка) , вступивший в строй во вторую пятилетку. В предвоенные годы на заводе реконструировались действующие и строились новые установки , прокладывались коммуникации, расширялась теплоэлектросеть. Он перерабатывал ежегодно около 1,5 миллиона тонн нефтепродуктов.

Как уже говорилась, перед самой войной вступила в строй первая очередь третьего в стране Государственного подшипникового завода ( ГПЗ-3 ), ставшего важным звеном в краевой, областной и городской цепи кооперирования машиностроительной промышленности. В газете «Коммунист» за 13 февраля 1941 года был помещён фотоснимок сборки первого подшипника в одном из цехов завода. Но строительство завода ещё не завершилось. В частности, тринадцатый стройтрест продолжал сооружение таких объектов ГПЗ – 3, как блок мелких серий, цеха точных и сверхточных подшипников.

К числу новостроек третьей пятилетки относиться также завод зубострогальных станков. Он оснащался самой новейшей техникой. И хотя имел небольшой коллектив, но выпускал уникальные крупногабаритные станки-полуавтоматы типа 526 и 527 – «Глиссон».

В 1936 году вступил в строй Энгельсский мясокомбинат. Этот гигант мясной промышленности имел союзное значение. В 1940 году он выработал около 11 тысяч тонн мясных и колбасных изделий.

Завершилось накануне войны строительство Саратовской кондитерской фабрики, гидролизного завода. Реконструировались и старые заводы, такие как «Универсаль» и метизный имени В.И.Ленина.

В феврале 1941 года собралась сессия Саратовского облсовета. Был взят курс на всемерное расшмрение районной промышленности. Так, предприятия районного подчинения за один год должны были увеличить валовую продукцию на 90 процентов. В итоге выполнения принятого решения к началу войны в области появилось около 40 новых местных государственных предприятий и 22 артели кооперативной промышленности. Конечно, они не успели набрать силу и были маломощными. Решающую роль по-прежнему играла промышленность союзного значения, сосредоточенная главным образом в Саратове. Периферийные города развивались гораздо медленнее. Даже в таких городах как Энгельс, численность рабочих и объём продукции были намного меньше, чем на одном Саратовском заводе комбайнов. Следовательно, концентрация производства в Саратове накануне войны достигла высокого уровня.

В целом в предвоенные пятилетки был сделан гигантский скачок в индустриальном развитии города. За годы Советской власти промышленность Саратова возросла в 12 раз. Только за предвоенные пятилетки было построено 30 предприятий. Валовая продукция учитываемых горпланом фабрик и заводов со 132 миллионов рублей в 1932 году выросла до 535 миллионов рублей  в 1939 году в неизменных ценах 1926 – 1927 годов.

Что можно сказать о структуре промышленности предвоенного Саратова? Здесь нет однозначной оценки. С одной стороны, в годы предвоенных пятилеток на основе развития крупной индустрии произошёл резкий сдвиг в сторону машиностроения. Но с другой стороны, исторически сложившуюся однобокость структуры промышленности полостью преодолеть не удалось. В Саратове и его окрестностях были расположены несколько мельниц, два маслозавода, текстильная фабрика имени Самойловой, швейная и обувная фабрики и целый ряд других предприятий лёгкой промышленности.

Бурный рост промышленности как страны в целом, так и Саратова стал возможен прежде всего благодаря количественному и качественному росту рабочего класса и его трудовому энтузиазму. В частности, возникшее во второй пятилетке Стахановское движение обрело широкий размах и новую форму. По примеру ткачих Виноградовых в СССР развернулось многостаночничество. На предприятиях города работали тысячи стахановцев и ударников. Накануне войны широко были известны такие передовики промышленного производства, как Николай Залепукин с заводв «Трактородеталь», Иссак Срогович  (судоремзавод), С.в. Копов (завод комбайнов), Л.М. Добролюбов (завод свинцовых аккумуляторов), Б.В. Прибытков (завод зуборезных станков).

Хорошо работали не только определённые передовики, но и целые предприятия Саратова. Крупных успехов, например, в третью пятилетку достиг коллектив завода свинцовых аккумуляторов. Правительство по достоинству оценило усилия рабочих и служащих завода, наградив большую группу работников орденами и медалями.

Отмечая производственные достижения многих коллективов, следует все же подчеркнуть главное в работе – выполнение производственных планов. Плановых заданий в предвоенном, 1940 году достигли многие крупные предприятия города. Среди них – Сарэнэргокомбинат, заводы «Универсаль», свинцовых аккумуляторов, Энгельский мясокомбинат, маслозавод №1 и швейная фабрика. Близок был к завершению плана и завод «Трактородеталь».

Итак, Саратов накануне войны был сравнительно крупным городом, с развитым машиностроением, нефтехимией и многочисленными предприятиями легкой индустрии. Он располагал значительными людскими ресурсами.

По материалам книги «Саратов — прифронтовой город. Д.П. Ванчинов, Н.И. Шабанов,  Саратов 1985 год. Библиотека архитектора Менякина Ю.И.

На фотографии:  Р-10 (ХАИ-5) — советский многоцелевой одномоторный самолёт-разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик, созданный в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана в 1936 году. С 1936 по 1940 годы в большой серии выпущено 493 машины. Производился в Харькове и в Саратове (с 1937 года), где для его серийного выпуска был задействован завод сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн», ставший с этого времени авиазаводом.