Архитектурные памятники СаратоваЛекции Менякина Ивана

Роль архитектора в создании памятника.

Памятник Федину

Состоялась моя встреча с педагогическим коллективом МДОУ ЦРР – детский сад №101 Жар-Птица, который находится, в Юбилейном посёлке Волжского района города Саратова, недалеко от улицы имени Менякина Ю.И.. На встрече педагоги узнали о жизни и творчестве архитектора Менякина – автора памятника Журавли в Парке Победы на Соколовой горе, об истории создания памятника Журавли, памятников Ленину, Федину, Саратовского Арбата и о других работах архитектора.Жар птица детский сад

Хочу подробнее остановиться на ответе на интересный вопрос, заданный одним из педагогов.

— Почему в работе над памятником участвуют и скульптор, и архитектор. Какова роль архитектора в проекте памятника?

Основная задача скульптора работа над скульптурной составляющей памятника, а архитектора работа над постаментом и органическим вписыванием монумента в окружающую среду – короткий ответ звучит так.

 А если подробнее, как пишет Лебединский М.С., – особенностью памятника, как разновидности монументального искусства является его связь с окружающей средой — природной и архитектурной. Причем эта связь приобретает художественное значение, становится одним из условий выразительности памятника. Взаимосвязь монумента и среды зависит от многих факторов. Один из главных — фон, на котором он проецируется.

Совместная работа скульптора с архитектором в создания памятника, в достижении его органической связи со средой. Между обоими мастерами должно быть полное взаимопонимание и общность взглядов на искусство. Многие замыслы и проекты терпели крах от весов совместности архитектора и скульптора, от расхождения их взглядов.

Памятник надо рассматривать целиком, как единый организм, состоящий из скульптуры и архитектуры, но не как скульптуру с подведенным год нее постаментом. Вместе с  тем в памятнике, конечно же, решающее значение имеет скульптура.

Верно найденный масштаб, точное соотнесение памятника с окружением — необходимейшее условие при вписывании его в среду. Одной из самых распространенных ошибок является несоблюдение масштаба, как правило, в сторону увеличения размеров скульптуры. Здесь многое зависит от тактичности и чувства меры. Памятник не должен кричать, он должен притягивать зрителя, но не подавлять его.

Пьедестал и подходы к памятнику должны работать на скульптуру,  не забивать ее и не противоречить ей, что иногда случается у неопытных скульпторов и архитекторов.

Таким образом, содружество скульптора и архитектора, единство их взглядов и художественных устремлений — важнейшая предпосылка успеха при создании памятника. Основа взаимосвязи памятника с архитектурой и природным окружением — не внешняя, не формальная, а внутренняя, духовная, образная. Если этого нет, то можно даже хорошей скульптурой, поставленной не на месте, испортить окружающую среду, как и наоборот, плохим, неподходящим окружением убить хорошую скульптуру.

Я благодарен заведующей МДОУ ЦРР – детский сад №101 Жар-птица Лопатиной Марине Валерьевне и старшему воспитателю Леушиной Ирине Борисовне за организацию встречи предоставленную возможность рассказать педагогам о творчестве архитектора Менякина Ю.И..

В свою очередь, я передал детскому саду №101 Жар-птица книгу с художественными работами архитектора Юрия Ивановича Менякина.

Передача-альбома-Менякина-Ю.И. Кулешовой М.В.