Ю. МЕНЯКИН доцент кафедры архитектуры, заслуженный архитектор РСФСР
В 1979 году утверждён проект генерального плана города Саратова. Проект выполнен государственным институтом проектирования городов «Гипрогор» в тесном контакте с саратовскими архитекторами и проектировщиками.
Генеральный план определяет основные направления развития и использования территории города, планировку, застройку и благоустройство до 2000 года, а также намечает резервные территории для дальнейшего роста города за пределами расчетного срока. Ранее действовавший генеральный план 1952 года предусматривал размещение нового строительства, в основном, за счет реконструкции существующего жилого фонда и предусматривал численность населения на проектный срок в 650 тысяч человек.
В связи с размещением в г. Саратове ряда крупных предприятий машиностроения и значительного развития и реконструкции существующих заводов в 1962 году была пересмотрена проектная численность населения, определённая в 900 тыс. человек. Но и эта численность населения была ориентировочной, так как учитывала перспективу роста предприятий министерств и ведомств без местной промышленности, транспорта, сферы обслуживания, торговли, культуры и образования. Только в 1968 г. Госплан СССР согласовывает новую расчетную численность населения Саратова на проектный срок до 2000 г. в 1050 тысяч человек, которая и легла в основу нового генерального плана.
Основные положения генерального плана предусматривают:
— запрещение строительства новых промышленных предприятий (кроме предприятий местной промышленности);
— развитие и реконструкцию действующих предприятий в пределах существующих территорий без увеличения числа работающих;
— постепенный вывод из жилых зон и береговой полосы мелких предприятий в промышленный районы города;
— осуществление эффективных мероприятий по охране окружающей среды;
— создание озелененных санитарно-защитных зон между жилыми районами и промышленными предприятиями.
В основу планировочной структуры города положены новые прогрессивные приёмы планировки: организация жилых территорий в крупные городские планировочные районы с населением 100-250 тысяч человек, состоящие из нескольких жилых районов, которые, в свою очередь, делятся на микрорайоны. Естественные условия города определили его членение на шесть планировочных районов: Центральный, Соколовогорский, проспекта Строителей, проспекта 50 лет Октября и Б. Поливановки, Ново-Астраханского шоссе, села Трещиха.
Идея планировочного решения – ориентация городского плана на Волгу с одновременным построением общегородских магистралей и дорог, обеспечивающих удобную связь городских районов с местами приложения труда, межрайонных связей, с центром города и рекой. В два раза увеличивается береговая линия города: от села Пристанного до Красного Текстильщика 40 км. Береговой склон в пределах Соколовогорского района и района Трещихи озеленяется, на берегу организуются парки, пляжи, проектируется набережная.
Генеральным планом предусмотрено увеличение зеленых насаждений общего пользования до 2,3 тысячи га из расчета 22 кв. м на одного человека, за счет создания центрального парка культуры и отдыха на берегу Волги на Соколовой горе; организации парков и садов в планировочных и жилых районах, создания системы скверов и бульваров, набережных и садов микрорайонов. Разработан проект лесопарка «Кумысная поляна».
Для обеспечения транспортных связей создается система городских магистралей и дорог скоростного и непрерывного движения транспорта. Предусматривается строительство транспортных развязок в разных уровнях, двух мостов через Волгу в районе села Пристанного и существующего железнодорожного моста. Окружная автодорога уже связала направления: Волгоград, Воронеж, Москва, Куйбышев. Схемой развития городского транспорта намечается строительство метрополитена, вынос аэропорта, железнодорожный обход для пропуска грузового транзита, минуя Саратов.
Утверждение генерального плана позволило приступить к разработке отраслевых проектов перспективного развития городского транспорта, водопровода и канализации, энерго- и теплоснабжения, газификации, а также проекта землеустройства в новых границах города. На первую очередь реализации генерального плана намечено дальнейшее развитие районов Солнечный, Новосоколовогорский, а также продолжить реконструкцию Комсомольского поселка, Елшанки, Северного и Пугачевских поселков, улицы Огородной, проспекта 50 лет Октября, улиц Антонова-Саратовского и Большой Горной. Здесь расположена наименее ценная одноэтажная застройка с самым низким уровнем городского благоустройства. Начато поэтапное освоение Глебучева оврага, который станет основной парковой зоной центра.
Особое положение занимает центральный район города. Трудности реконструкции центра обусловлены бурным ростом Саратова в советский период. То, что мы считаем центром сейчас, в начале века вмещало весь город, окраиной которого были линия железной дороги и склоны Соколовой горы. Уже сейчас территория застроенной части города увеличилась более чем в десять раз, а в соответствии с генеральным планом, по сравнению с существующим городом, увеличится ещё в 2,5 раза!
Центр города становится местом пересечения двух крупных транспортных диаметров: Ленинский район – г. Энгельс, Заводской район – село Пристанное, на которых в общей сложности будет развиваться городская агломерация Саратов – Энгельс с населением до 1,5 млн. человек. Таким образом, на современную уличную сеть центра Саратова, которая сформировалась ещё во второй половине прошлого века, ложится огромная транспортная нагрузка. Увеличение автомобильного парка, рост подвижности населения за последние два десятилетия привели к увеличению интенсивности движения в 5-7 раз.
Например, пропускная способность улиц Чернышевского и Антонова-Саратовского уже сейчас превышена в два раза. Всё это ставит на первое место решение транспортной проблемы центра. Проект предусматривает создание скоростных магистралей по улицам Антонова-Саратовского и Астраханской, магистралей по ул. Рабочая – Мичурина, Чернышевского – Мичурина. Таким образом, создается кольцо, которое обеспечит транспортное обслуживание центра и в то же время освободит историческую часть центра Саратова от сложных конструктивных мероприятий и позволит навсегда сохранить наиболее интересные архитектурные памятники прошлого. Внутри кольца формируется система пешеходных улиц и зон, выходящих к Набережной Космонавтов, которая будет продлена до Радищевского взвоза и судоремонтного завода.
Основной композиционной осью центра остается проспект Ленина с дублирующими магистралями по ул. 20 лет ВЛКСМ и ул. Кутякова, а также направление по ул. Радищева и ул. Горького в сторону аэропорта и Усть-Курдюмского шоссе; где намечен основной резерв территориального развития города. Новым зелёным лучом центра, ориентированным в сторону Волги, станет система парков и скверов по Глебучеву оврагу.
Как уже говорилось, центр города становится фокусом 1,5-миллионной агломерации, так как по социально-культурным связям г. Энгельс ориентирован на Саратов. Реконструкция исторической застройки центра включает обогащение её социального содержания за счет существующих и создания новых учреждений культуры, предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания, выставочных залов, домов творческих союзов, молодежных клубов и т.д.
Практика показала, что проект актуален на срок 20-25 лет. Затем наступает следующий этап развития потребностей и возможностей. Формируется новое общественное мнение по всем сторонам жизни города: социально-бытовой, труда и отдыха, эстетики и комфорта.
Интенсификация функций исторически сложившегося центра, расширение сферы его влияния, концентрация общественных учреждений требуют особого внимания к проблеме сохранения памятников культуры и архитектуры, а также исторической городской среды, характерной для Саратова, делающей его неповторимым и особенно привлекательным среди других русских городов.
Ю. МЕНЯКИН
доцент кафедры архитектуры, заслуженный архитектор РСФСР
Газета «За инженерные кадры». Саратов . Февраль 1989 год.