Архив Менякина Ю.И.

Саратов накануне войны

Работники СПЗ на демонстации. 1940 год

Май 1941 года в Саратове. В кумачовом убранстве площадь Революции. Первомайскую демонстрацию открывают воспитанники Осоавиахима.

«Возьмём винтовки новые, на штык флажки и с песнею в стрелковые пойдем в кружки!»

Мимо сколоченной наскоро деревянной трибуны маршируют Ворошиловские стрелки, лыжники, сандружинницы. По три в ряд гарцуют на конях кавалеристы в остроконечных будёновских шлемах. Плывут через модели планеров и самолётов. Крепкие парни в комбинезонах несут транспарант: «Трудовой народ построит Аэрофлот!».

Появляется колонна старейшего в городе завода – метизного имени Ленина. В многоцветье знамён повторяется лозунг: «Догнать и перегнать!».

Под перезвон колокольцев саратовской гармошки вспыхнула, весёлой птицей взлетела над площадью задорная частушка:

— «Наша партия из нас, сильных воспитала. Чтоб догнать и перегнать страны капитала!»

Немудрёная частушка эта бьёт, что называется, не в бровь, а в глаз. Именно такую задачу поставила партия на своём 18 съезде – догнать и перегнать передовые капиталистические страны по производству важнейших видов продукции на душу населения. И этот призыв нашёл живой отклик в сердцах людей.

Ликует праздник, ликуют люди, умеющие в полную меру работать и веселиться от души. В коллективных рапортах саратовцев как самая убедительная примета времени звучит слово первый. И год сорок первый, и многое делается впервые в стране, впервые в мире.

Выдал первую продукцию Саратовский подшипниковый завод. Ему пророчат большое будущее, называют крупнейшем в мире. К концу года намечено выпустить более 100 тысяч подшипников.

— Работаю на «шарике», — гордо говорят саратовцы.

В безоблачном небе над Волгой пролетают первые саратовские самолёты. Завод комбайнов, выполняя первую поставленную задачу, перешёл на выпуск новейшей по тем временам авиационной техники. Первая машина поднялась в воздух 30 октября 1940 года.

Есть чем гордиться и саратовским геологам. За окраиной города, в селе Елшанка Ворошиловского района, начато бурение первой скважины. Здесь обнаружены запасы природного газа. А немногим раньше открыты значительные залежи горючих сланцев в Озинском, Хвалынском, Вольском и Базарно-Карабулакском районах.

Богата саратовская земля и природными ресурсами, не обделена она и талантами. Газеты сообщили: по инициативе Саратовского государственного университета созвана наученная конференция. Обсуждаются перспективы развития производительных сил Нижнего Поволжья. Из Москвы прибыл академик В.Н.Образцов. В работе конференции принимают участие члены-корреспонденты Академии наук СССР В.В.Челинцев, Н.А. Максимов, В.В. Звонков, доктора наук Б.А. Можаров, А.В. Морозов, А.П. Шехурдин, Я.Я. Додонов, И.И.Сус, Н.А Шлезингер, И.И. Плюснин. Большинство из них саратовцы, посвятившие всю свою жизнь благородной цели процветания родного края.

Усилиями партии и народа к началу сороковых годов наша страна превратилась в одну из могущественных держав мира. Вместе со всей страной рос и развивался Саратов. Он стал крупным индустриальным, научным и культурным центром Нижнего Поволжья. Заглянем на минуту в июньскую афишу сорок первого.

Писатель А.С. Серафимович встречается со студентами и преподавателями педагогического института.

В театре оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского идёт музыкальная комедия И.Кальмана «Сильва». В драматическом имени Карла Маркса – «Маскарад» М.Ю.Лермонтова.

В ту роковую ночь с 21 на 22 июня, которая легла исторической гранью между миром и войной, между жизнью и смертью, Саратовская филармония организовала в городском парке культуры большое народное гулянье. Выступает Государственный украинский хор «Трембита», приехавший из недавно ставшего советским Львова. Не скоро попадут в родные места 80 украинских артистов, о которых рассказывает афиша.

Театр юного зрителя в последний мирный вечер показывает сказку «Финист ясный сокол». Пророчески звучат слова финала спектакля: «Пока ходит солнце красное, пока светит месяц ясный, стояла и стоять будет земля русская».

В начале сороковых Саратов жил полнокровной и радостной мирной жизнью: работал , строил, веселился и отдыхал. Но всё чаще в разговоры людей врывается короткое и зловещее слово – война.  Англо – германская война, военные действия в Албании, на фронтах Китая, война в Африке – тревожным трауром чернеют заголовки газетных сообщений. Пламя развязанной фашизмом второй мировой войны уже бушевало в Европе и Азии, перекинулось на африканский континент.

Опасность войны заставила Советское правительство принять всесторонние меры по укреплению обороноспособности страны. Эти меры не могли не оказать влияния и на развитие экономики предвоенного Саратова. Из всех областных (республиканских центров) Поволжья Саратов ближе всего находится к Москве, если не считать Казань. Город раскинулся на восточных склонах Среднерусской возвышенности. Максимальное их превышение над уровнем моря составляет около 310 метров. Наиболее крупные высоты – Увек, Лысая и Соколовая горы. Оценивая экономическое развитие Саратова, следует учитывать, что город не располагал тогда разведанными крупными запасами энергетических ресурсов. Правда, учёные высказали гипотезы о газоносных структурах на окраине города, разведка которых только начиналась. Нет вблизи Саратова ни железных руд, ни залежей угля. Общий сырт богат сланцами, но до них от Саратова добрых 300 километров при слабом развитии дорожной сети. Таким образом, промышленность города могла базироваться только на привозных материалах, благо рядом широкий водный путь, и сельскохозяйственное сырьё, особенно твёрдая пшеница и подсолнечник. Не случайно Саратов исстари развивался как порт, торговый город и центр маслобойной и мукомольной промышленности.

Однако он имел значительные людские ресурсы. В частности, по данным переписи 1939 года, в нём проживало почти 400 человек, в том числе 170 300 самодеятельного населения. Рядом с Саратовом находился город Энгельс с населением 73,3 тысячи человек. Хотя они и разделены Волгой, но уже до войны, практически составляли один город. Транспортная связь между ними осуществлялась речным трамваем, самоходным пароходом и по железной дороге через увекский мост. Конечно, это были центры самостоятельных политико-административных образований, однако экономически представляли, в сущности одно целое. Энгельс, например, получал даже электроэнергию из Саратова через кабель, проложенный по дну Волги.

По национальному составу население Саратова и Энгельса было далеко не однородным. Если Саратов можно назвать русским городом, то Энгельс – немецко-украинским, со значительной прослойкой в обоих городах татар и казахов.

Этнографическая пестрота и особенности исторического развития наложили свой отпечаток на их административно-политическое деление. Так, Саратов делился на пять районов (Кировский, Фрунзенский, Волжский, Сталинский и Октябрьский). До войны и первую половину военных лет он являлся городом областного подчинения. Энгельс в силу относительной малочисленности населения не делился на районы. В сентябре 1941 года он приобрёл статус города областного подчинения.

Продолжение следует.

По материалам книги «Саратов — прифронтовой город. Д.П. Ванчинов, Н.И. Шабанов,  Саратов 1985 год. Библиотека архитектора Менякина Ю.И.