Архив Менякина Ю.И.

Транспорт и социальное развитие Саратова накануне войны

Саратов. 1939 год.

Общеизвестно, что главной водной магистралью на территории области является Волга. Вместе с Б.Иргизом протяжённость водного судоходного пути в пределах края составляла 541 километр. Основной поток пассажиров проходил через Саратов, Энгельс, Вольск. В 1940 году на пристань города Саратова прибыло свыше 1220 тысяч тонн грузов, было перевезено более 1350 тысяч пассажиров. План по пассажироперевозкам область выполнила на 132,5 процента.

Флот, приписанный к пристаням Саратовского Поволжья, организационно входил в Средне-Волжское речное пароходство, управление которого находилось в Куйбышеве. Но подавляющая масса судов, работавших  на пристанях области, естественно сосредоточилась в Саратовском порту (свыше 50 единиц).

В предвоенный период небывалый скачок в своём развитии сделал автомобильный транспорт. На предприятиях и в учреждениях края накануне войны насчитывалось свыше 10 тысяч автомашин, в том числе около 9 тысяч грузовиков. Правда, резко отставало от роста автомобильного транспорта дорожное строительство. Не отвечал потребностям и внутригородской транспорт. На пределе возможностей работал саратовский трамвай, хотя  он перевёз в 1940 году около 100 миллионов пассажиров.

В предвоенные годы возник и развился наиболее прогрессивный вид транспорта – авиационный. В частности, до Саратова от Москвы через Пензу проходила государственная авиалиния. Областной центр был связан с 37 периферийными пунктами четырьмя местными авиалиниями – Пугачёвской, Петровской, Балашовской и Краснокутской. Правда, Саратовский аэропорт размещался в то время в деревянном бараке.

Со всеми райцентрами город имел телефонную связь, телефонизация сельских Советов составляла 75 процентов, МТС – 90 процентов, в самом Саратове абонентская сеть обозначалась уже пятизначными цифрами.

В предвоенные годы изменился и социально – культурный облик населения Саратовской области. В дореволюционной Саратовской губернии, например, два человека из трёх не умели читать и писать. По переписи 1939 года грамотность в области составляла около 92 процентов.

18 съезд ВКП (б) поставил задачу исторической важности – осуществить переход к всеобщему среднему образованию в городах, а в сёлах и национальных республиках – к семилетнему. Эта задача в целом решалась успешно. Саратовская область покрылась густой сетью учебных заведений. Одних общеобразовательных школ,  насчитывалось около 2.5 тысячи, в них обучалось почти 250 тысяч ребят. В Саратове имелось 78 школ – 48,6 тысячи обучающихся.

За годы Советской власти Саратов превратился в город вузов. Если до революции во всей губернии было только 3 высших учебных заведения, то в 1940 году их стало 18, в том числе 13 – в Саратове.  По количеству вузов город опережал такие культурные центры страны, как Ростов, Казань, Горький. К числу наиболее крупных вузов относились – университет, медицинский, педагогический и автодорожный институты. В вузах и техникумах города проходили подготовку более 10 тысяч студентов. В высших учебных заведениях и десяти научно-исследовательских институтах Саратова трудились сотни учёных. Среди них были такие видные деятели науки, как действительный член Академии наук С.Р.Миротворцев, имя, которого стало особенно популярным в годы Великой Отечественной войны; энтузиаст развития сланцевой промышленности член-корреспондент Академии наук В.В. Челинцев; один из открывателей саратовского газа профессор Б.А. Можаровский; крупный селекционер профессор А.П. Шехурдин.

Одним из замечательных достижений социализма является приобщение широких народных масс к искусству и литературе, к величайшим достижениям мировой цивилизации. За годы Советской власти Саратовское Поволжье, как и другие районы страны, покрылось густой сетью клубов, театров и домов культуры. Достаточно сказать, что в одном Саратове работало 4 театра и Дом народного  творчества, 20 клубных учреждений и свыше 100 библиотек. На подмостках театров выступали такие мастера сценического искусства, как И.А.Слонов, С.М.Муратов, О.П.Калинина.

Советское государство повседневно заботилось и о здоровье трудящихся. До первой мировой войны в Саратове было всего три больницы. В 1940 году их насчитывалось 11 плюс  18 диспансеров и 49 здравпунктов на предприятиях. А врачебный персонал в них превысил 1300 человек.

Рост экономики страны и края явился материальной основой политики партии, направленной на условия жизни народа. Он позволил за один предвоенный год поднять среднюю заработную плату рабочих и служащих Саратовской области с 270 до 311 рублей в месяц. В сравнении с последним годом второй пятилетки она увеличилась в 1,5 раза.

Намного улучшились и жилищно-коммунальные условия. Жилой фонд города постоянно увеличивался и к началу войны превысил 1,6 миллиона квадратных метров, что составляло 4,2 квадратных метра на человека. Это, конечно же, ещё не соответствовало санитарным нормам. Из общего количества капиталовложений в 1940 году (104,5 миллиона рублей) на благоустройство и жилищное строительство пошло 10 миллионов рублей. Однако жилищное строительство не поспевало за ростом населения города. В этих условиях частный сектор продолжал расширяться. Накануне войны он составлял третью часть всего жилого фонда.

Великие достижения советского народа в строительстве социализма стали возможны благодаря направляющей, мобилизующей и организующей роли большевистской партии. Накануне войны в рядах областной партийной организации насчитывалось 55 тысяч коммунистов, в том числе 15 тысяч в Саратове. Верным помощником и боевым резервом партии был Ленинский комсомол. Комсомольские организации области объединяли свыше 100 тысяч юношей и девушек, в том числе 34 тысячи – в Саратове.

Итак, Саратов накануне войны был сравнительно крупным городом, с развитым машиностроением, нефтехимией и многочисленными предприятиями лёгкой индустрии. Он располагал значительными людскими ресурсами. Город исторически сложился как порт, торговый центр и узел железнодорожных и речных путей, связывающих центр страны со Средней Азией и Северный Кавказ с верхне —  и нижневолжскими городами. Уязвимость его экономики состояла в отсутствии разведанных запасов минерального сырья.