Троицкий Собор. Рисунок художницы Чечневой Н.А. 2004 год. Саратов.
Окружение в семье и воспитание благоприятствовали развитию художественных данных одарённой от природы девочки. Отец — Александр Никитович Чечнев (12.08.1907-21.09.1995) родился в селе Лопуховка Саратовской области в многодетной крестьянской семье. В юности хорошо рисовал и поступил в Саратовское художественное училище. Тогда образование там давали разностороннее, учились пять лет. В училище преподавали художники старой академической школы — известные по тем временам педагоги Пётр Саввич Уткин, Алексей Алексеевич Сапожников, Валентин Михайлович Юстицкий.
Непосредственное влияние на возникновение саратовской школы в русской живописи оказал Виктор Борисов-Мусатов. Уроженец Саратова, Борисов-Мусатов в 90-е годы XIX века познакомился на малой родине с молодым Павлом Кузнецовым и Александром Матвеевым. Сам он учился в то время в Париже и, приезжая летом домой, преподавал юным художникам уроки французского импрессионизма и символизма. После мусатовской «школы» трое саратовцев предложили обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сблизились с другими своими ровесниками — будущими членами «Голубой розы».
Кузнецов оказывал большое влияние на своих друзей-символистов, особенно на Петра Уткина, который в 1921 году был приглашен для руководства в качестве профессора в реорганизованное Саратовское училище и проработал там до 1929г., принесшего существенные изменения основ обучения техникуме (так в тот период переименовали училище).
Александр Чечнев (отец Наталии) окончил СХУ в 1929г., он был учеником Петра Уткина, В. Юстицкого и Ф. Белоусова. А.Н.Чечнев получил специальность художника театра и в 1929-м начал работать в театре Красной Армии. Он оформлял ряд спектаклей, отмеченных специалистами.
Отец Наталии Александровны был одним из учредителей Саратовской организации Союза художников. Занимался графикой, живописью, монументальным искусством, оформлял театральные постановки, сотрудничал с Приволжским книжным издательством. Член Союза художников РСФСР. В 1930-е гг. был главным художником павильона «Поволжье» на ВСХВ (ныне ВДНХ) в Москве. В первые месяцы войны вместе с коллегами организовал Саратовские «Агит-ОКНА», выпуская политические плакаты.
После войны Александр Никитович возглавлял Союз художников, был главным художником города, на общественных началах, а также Саратовской народно-хозяйственной выставки. В дальнейшем много работал над оформлением городских праздников, иллюстрировал книги в саратовских книжных издательствах, создал серию работ, посвящённых строительству набережной в родном городе и строительству моста через Волгу. А в остальное время – писал.
Постоянным оставались станковые формы искусства. В последние десятилетия занимался историей Саратова и создал ряд работ на эту тему: серии монохромных акварелей, изображавших Саратов 40-50-х гг., живописные полотна, графику.
Мама Анна Сергеевна, преподаватель французского языка в школе, тоже имела непосредственное отношение к искусству — несколько лет работала в художественном музее им. А.Н.Радищева, очень любила театр и ценила хорошую литературу.
Юрий Иванович Вальков, муж Наталии Александровны, родился в Красноярске. Учился в детской художественной школе имени Сурикова. В 1956 г. Переезжает в Саратов и поступает в Саратовское художественное училище на отделение живописи, которое заканчивает с отличием в 1961 г., защитив диплом эскизом росписи кинотеатра «Комсомолец».
После окончания училища Ю.И.Вальков занимается книжной графикой, работает в технике линогравюры, но главным становится монументальное искусство. Произведения художника хорошо знакомы саратовцам: дворец спорта «Юность», мозаика на здании телефонной станции, зал ожидания на железнодорожном вокзале. Визитной карточкой города на многие годы стало мозаичное панно на здании правительства Саратовской области, созданное художником в 1975 году.
Дочь Валькова Лада Юрьевна родилась в Саратове в 1962 году. Училась в детской художественной школе, затем в Саратовском художественном училище, которое закончила с отличием в 1982 году. В 1992 окончила Московский полиграфический институт. С 1995 – член Союза художников России. Участник многочисленных выставок. Излюбленные жанры — пейзаж, натюрморт, праздники на фоне городского пейзажа.
Все поколения семьи художников Чечневых — Вальковых связывала тесная дружба с семьёй архитектора Юрия Ивановича Менякина.
Автор О. Ермолаева-Вдовенко
Художница Наталия Александровна Чечнева